Департамент городского транспорта предлагает осенью повысить тарифы за проезд

«Ведомство разработало основные направления развития транспорта в городе Бишкеке на 2007-2010 годы с условием привлечения инвесторов. Они были утверждены на последней сессии горкенеша, где и был поставлен вопрос о повышении тарифов за проезд. В плане предусмотрены постепенное повышение платы за проезд и уменьшение числа льготников», - отмечает А. Акматов.
В Бишкеке плата за проезд осталась на уровне 1999 года и с тех пор ни разу не изменялась. Хотя за это время эксплуатационная стоимость перевозок возросла в 5-6 раз. Вот они и решили упредить ситуацию, пока она не стала катастрофической. Необходимо привести цену за проезд в соответствие с затратами. Посмотрите, что сейчас происходит в городе: за последние 8 месяцев в Бишкеке закрыто 20 городских маршрутов. Из 2 тысяч 800 машин на линию ежедневно выходит только 1 тысяча 500, а водители уходят на пригородные маршруты, потому что в столице уже нет той экономической привлекательности работы на «бусах», что была прежде. Плачевное положение и у городского транспорта: ежедневно на линии выходят всего 6-10 автобусов и около 65 троллейбусов, остальные подлежат ремонту или списанию. Все это еще раз убеждает в том, что без инвесторов нам не справиться.
- Какие условия необходимы для того, чтобы привлечь инвесторов?
- Повышение тарифов и уменьшение числа льготников. Наша страна - единственная в СНГ, которая имеет 30 категорий граждан, пользующихся правом на льготный проезд. Для сравнения, в Казахстане и России их всего 6. Причем, в Казахстане цены регулирует департамент транспорта. Сравните: в Казахстане за проезд платят 45 тенге, а стоимость ГСМ - 49 тенге. Поездка одного пассажира практически перекрывает стоимость 1 литра ГСМ. У нас же проезд 3-5 сомов, а бензин и дизельное топливо в среднем стоят 22 сома.
- Кто должен окончательно решить вопрос о повышении тарифов?
- Устанавливать тарифы - прерогатива антимонопольного комитета. Но сделать это он может по обоснованию городских депутатов. А вот со льготниками сложнее, здесь решение принимается постановлением правительства Кыргызстана. Если будет получено добро на предлагаемые инициативы, тогда в Бишкеке появятся два-три реальных инвестора. Конечно, эти меры непопулярны, но необходимы.
- Но вы учитываете, что реакция населения будет, мягко говоря, неоднозначной?
- Поэтому сейчас при поступлении в Бишкек новых автобусов предлагается постепенное повышение тарифов. Ведь уже есть положительный пример: запущен по городу первый экспериментальный автобусный маршрут № 149, где проезд составляет 5 сомов. И горожане исправно платят деньги.
- И что нас ждет в будущем?
- Если будут приняты план развития транспорта и предлагаемые нами меры, то цены за проезд поднимутся в новых автобусах до 5 сомов, в маршрутках - до 7.
При этом планируем пустить муниципальные машины хотя бы в центре города, убрав «бусики», которые займутся обслуживанием окраин Бишкека и отдаленных жилмассивов. Закроется около 15 маршрутов из 155 существующих на сегодня. Китайские инвесторы готовы предоставить городу новые автобусы. Они обещают завезти их в Бишкек в течение четырех месяцев, если будут повышены тарифы за проезд и уменьшено число льготников. Тогда на линии выйдут 300 единиц машин, будут трудоустроены 700-800 человек. Причем разрыв между ценами в маршрутках и автобусах будет составлять два сома, чтобы у горожан была альтернатива при выборе средств передвижения.
В будущем при увеличении тарифов будет учитываться рост инфляции, стоимость ГСМ. Это необходимая реальность, иначе горожанам придется в одно прекрасное утро добираться до работы пешком. Но еще раз хочу сказать: резкого повышения цен не будет. Пока мы просто сообщаем жителям Бишкека о необходимости данных мер и предполагаем провести их обсуждение с разными слоями населения.
Информацию предоставил PR.kg